Нарышкинский стиль

Нарышкинский стиль (московское барокко) − стиль в русской архитектуре конца семнадцатого — начала восемнадцатого веков, своим названием обязанный боярскому роду Нарышкиных, в московских и подмосковных усадьбах которых были возведены наиболее характерные для этого стиля постройки. Здания «нарышкинского стиля» сочетают в себе черты европейского барокко и маньеризма, отголоски ренессанса, готики, романтизма с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Для них характерно сочетание гигантского, вертикально устремленного масштаба с миниатюрно-детальным.

Элементы маньеристического стиля в наружной отделке используются, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве, для украшения ребер и обрамления пролетов. Во внутреннем декоре традиционный русский растительный узор обретает барочную пышность. Лестницы изолируют внутреннее  пространство построек от наружного, и в этом вновь прослеживаются черты народного деревянного зодчества. Наряду с традиционными, бесстолпными, перекрытыми сомкнутым сводом и увенчанными пятью главами сооружениями появляются центрические ярусные постройки, обогащенные заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера (декоративными фронтонами, полуколоннами, пилястрами, арками), и украшениями в виде раковин и волют. Двуцветное сочетания красного кирпича и белого камня, использование в интерьерах позолоченной деревянной резьбы и полихромных изразцов в традициях «русского узорочья» являются также характерной чертой данного стиля.

В своей основе нарышкинский стиль оставался исконно русским архитектурным явлением с едва уловимыми элементами декора, заимствованными из западноевропейской архитектуры.

Основные образцы данного стиля сосредоточены в Москве, к ним относятся храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1694 гг.), Успенский храм (1685-1687 гг.) и надвратная церковь Покрова Богородицы (1683-1688 гг.) в Новодевичьем монастыре, храм Иоанна Воина на Якиманке, храм Ризоположения на Донской, храм Воскресения Христова в Кадашах (1687 г.). А так же Спасская церковь в Уборах, храм Троицы в Троице-Лыково.

Позднее сооружения в нарышкинском стиле были построены в Смоленской области, Брянске (Сретенская надвратная церковь при Свенском монастыре), в Рязани (Успенский собор).

Начало восемнадцатого века является концом торжества нарышкинского стиля. В это время усилился наплыв западных мастеров и ахитекторов в Россию,  а также вышел указ Петра Первого о запрещении строительства каменных построек где-либо кроме Петербурга.

В двадцатом веке данный стиль переживает период возрождения: свойственные ему элементы прослеживаются в оформлении Комсомольской кольцевой станции московского метрополитена, здания гостиницы Ленинградская, в архитектуре здания Казанского вокзала.

Нарышкинский стиль стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и петровским барокко, в котором возводился Санкт-Петербург. Данный стиль во многом способствовал формированию самобытного образа русского барокко.

Один из образцов Нарышкинского стиля

Один из образцов Нарышкинского стиля