Неовизантийский стиль

Неовизантийский стиль, или неовизантизм – это одно из направлений историзма, ориентированное на архитектуру древней Византии и датирующееся периодом между концом 18-го и началом 20-го века.

Неовизантизм наложил отпечаток на облик многих культовых сооружений, а также правительственных и иных общественных зданий, причём не только в тех странах, для которых византийская архитектура является составной частью национальной идентичности, таких как Греция, Россия, Болгария, Румыния, Сербия, Италия или Грузия, но и за их пределами, в частности, в Германии, Австрии, Франции, Великобритании и даже в США.

Особенности стиля

Данное направление историзма соединяет в себе элементы классической византийской архитектуры и национальной архитектурной традиции. К нему относятся сооружения, своими определёнными формами напоминающие византийскую архитектуру, для которой характерны, в частности, предпочтительное применение куполов, полукруглых арок, фасадов зданий в форме горизонтальных полос, а также дополнение дизайна колонн византийской капителью импоста и использование в культовой архитектуре храмов крестово-купольного типа с вписанным или греческим крестом. При этом стены построек этого стиля имели открытую кирпичную кладку или декорировались гипсовой лепниной, а полы часто выкладывались мозаикой.

В общем экстерьере неовизантийских зданий преобладают сферические и кубические своды в стиле византийской архитектуры, например, купола и полусферические купола. Кроме того, для этого стиля характерно использование элементов декоративной пластики на кулонах, аркадах, колоннах, капителях, порталах, нишах и лизенах с простыми орнаментами, а здания чаще всего выделяются цоколем, корпусом и нишами аркад, а также декоративными порталами, декоративными тягами и другими элементами византийского искусства.

В стиле неовизантизма строились преимущественно городские церкви и монастыри, кладбища, костницы, а также большие мемориальные комплексы.

Стилистический подход с использованием элементов неовизантийской архитектуры по-прежнему используется в экстерьере многих светских сооружений, в том числе зданий школ, железнодорожных вокзалов, стадионов, резиденций, торговых павильонов, посольств, судов, правлений компаний, торговых палат, а также крематориев и мостов.

История развития стиля

– Россия и Восточная Европа

Ранний неовизантизм был распространён главным образом в Восточной Европе, особенно в Российской империи при царе Александре II.

Неовизантийская церковная архитектура достигла наибольшего качественного и количественного роста тоже в России, но уже в правление императора Александра III. Несмотря на то, что он отдавал предпочтение архитектуре русского возрождения, в трёх ключевых регионах Российской империи достигло своего расцвета строительство церквей в стиле неовизантизма.

Этому архитектурному типу церквей отдавали своё предпочтение православные священники и военные губернаторы в Царстве Польском и Литве, на Нижнем Дону, а также на Урале и в сибирских городах и сёлах, расположенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

Неовизантийские церкви, построенные по проектам Василия Антоновича Косякова в Санкт-Петербурге (1888-1898 гг.) и Астрахани (1895–1904 гг.), являлись крупнейшими образцами русского варианта архитектуры неовизантизма.

В этом же стиле были построены Владимирский собор в Киеве, Никольский морской собор в Кронштадте, Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии.

Важнейшим образцом неовизантийского стиля считается построенный с элементами эклектики Храм Христа Спасителя в Москве, который был восстановлен в начале 2000-х годов по сохранившимся старым чертежам.

Октябрьская революция 1917 года в России вынудила эмигрировать многих работавших там в то время архитекторов, которым благодаря содействию короля Югославии Александра I Карагеоргиевича удалось продолжить развитие неовизантизма на территории Сербии. Одному только Василию Михайловичу Андросову приписывают проекты 5 десятков церквей, построенных там после Первой мировой войны.

– Балканские страны

После того, как в 1903 году к власти в Сербии пришла новая династия монархов, которая в 1909 году заказала постройку династической погребальной церкви на холме Опленац, культовая архитектура этой страны стала ориентироваться в своём дальнейшем развитии на этот образец неовизантизма.

В период между двумя мировыми войнами в Белграде развернулось строительство представительских зданий в неовизантийском стиле. При этом к основанному на образцах византийской культуры идеалу сербской национальной архитектуры в авторском художественном видении ближе всего подошли архитекторы Александар Дероко и Момир Корунович, а также многочисленные русские эмигранты, в частности, Григорий Иванович Самойлов и Николай Петрович Краснов. Среди построек этого стиля выделяются, в частности, расположенные в Белграде Королевский дворец на холме Дединье, Храм святого Саввы и Церковь святого Марка.

Вторая мировая война и установление коммунистической власти в Восточной Европе положили конец дальнейшему развитию неовизантизма, который уже в 1940-е годы уступил в популярности различным течениям постмодернизма.

В Болгарии крупнейшим неовизантийским сооружением является Собор Александра Невского в Софии. Построенный под влиянием русского неовизантизма, он на протяжении долгого времени оставался самым большим православным храмом на Балканском полуострове.

– Центральная и Западная Европа

В Германии первым центром неовизантийской архитектуры стал Мюнхен. Придворная Церковь Всех Святых, спроектированная архитектором Лео фон Кленце по примеру Палатинской капеллы в Палермо, стала первым в Европе неовизантийским храмом. Восхищённый его видом король Баварии Людвиг II повелел украсить тронный зал замка Нойшванштайн, представляющий собой увенчанную куполом двухэтажную часовню, золотыми фресками и мраморной облицовкой в неовизантийском стиле.

В Австрии архитектор Теофил фон Хансен спроектировал в стиле неовизантизма ряд зданий, таких как православный Свято-Троицкий собор Константинопольского патриархата в Вене. Но при этом Хансен заимствовал и привнёс в имперскую архитектуру Австро-Венгрии немецкий «стиль полукруглых арок», оказавший определяющее влияние на дальнейшее развитие неовизантийской архитектуры в Центральной и Южной Европе. Наряду с центральным зданием Военно-исторического музея на территории Арсенала в Вене крупнейшими работами этого архитектора в стиле неовизантизма, являются евангельская Церковь Христа на кладбище Матцляйнсдорф, а также бывший Дом инвалидов во Львове (бывшем австрийском Лемберге).

Элементами этого архитектурного направления также обладает венская церковь Ам-Штайнхоф, построенная в стиле модерн Отто Вагнером.

В Великобритании ярчайшим примером неовизантийской архитектуры является Вестминстерский собор в Лондоне, возведённый по проекту Джона Фрэнсиса Бентли.

Во Франции одним из крупнейших сооружений этого стиля является спроектированная Полем Абади базилика Сакре-Кёр в Париже, выделяющаяся куполом, расстояние между опорами которого составляет 22 метра, и уменьшенным, но практически таким же, как у Софийского собора в Константинополе, планом здания (отсюда и её другое название – «Парижская Византия»).

– США

Крупнейшим проектом неовизантийской архитектуры в США является католическая Базилика Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Вашингтоне, построенная по проекту Чарльза Донаха Магинниса. Внутри этого храма находятся самые большие в мире мозаичные изображения.

Собор Александра Невского в Софии - яркий пример неовизантийского стиля