Критический регионализм
Критический регионализм – это подход к архитектуре, противопоставленный интернациональному стилю (для которого характерно отсутствие самобытности и привязки к определённому месту), а также отвергающий эксцентричный индивидуализм и вычурность архитектуры постмодернизма.
Концепция
В основе концепции критического регионализма лежит попытка создания архитектурного стиля, опирающегося на современную традицию, но обладающего географической привязкой и культурным контекстом. Это – не просто регионализм в значении местной архитектурной традиции, а передовой подход к дизайну, состоящий в попытке поиска компромисса между глобальным и местным языками архитектуры.
Выражение «критический регионализм» впервые использовали теоретики архитектуры Александр Тцонис и Лиана Лёфевр, а кроме того, правда, в несколько ином значении, историк архитектуры Кеннет Фрэмптон.
Критический регионализм не является результатом первичных настроений или прямого противопоставления модернизму. Его философия восходит к феноменологии Эдмунда Гуссерля, получившей своё дальнейшее развитие в изысканиях французского теоретика Поля Рикёра, а его теоретическая основа была сформулирована в монографиях норвежского архитектора Кристиана Норберга-Шульца «Намерения в архитектуре» (англ.: «Intentions in Architecture», 1963 г.) и «Дух места – на пути к архитектурной феноменологии» («Genius Loci – Towards a Phenomenology of Architecture», 1980 г.), а также в эссе британского архитектора и искусствоведа Кеннета Фрэмптона «К критическому регионализму» («Towards a critical-regional», 1983 г.) и в книге Томаса Тийса-Эвенсена «Архетипы в архитектуре» («Archetypes in Architecture», 1987 г.).
Главная задача критического регионализма состоит в поиске ответов на поднятый Рикёром вопрос о том, «как быть современным, в то же время продолжая традицию, или как оживить старую, спящую, цивилизацию, сделав её частью всеобщей цивилизации».
Фрэмптон в своём эссе утверждает, что «важно принять» универсальные ценности модернизма, но «критически», с учётом географического контекста проектируемого здания». При этом под географическим контекстом он подразумевает не просто «фольклор», а климат, освещённость, топографию и «местную архитектурную форму», то есть исторические и географические условия, определяющие особенности местной строительной промышленности.
Спор постмодернизма с модернизмом – это дискуссия с абстрактным функционализмом, то есть с интернациональным стилем.
По мнению Фрэмптона, модернизм представляет собой двухуровневое явление, состоящее из некой приемлемой философии прогресса (включающей в себя социальные и технологические аспекты, такие как индустриализация и стандартизация) и соответствующего формального метода, который, если применять его механически, лишает архитектуру индивидуальности.
Согласно философии критического регионализма, можно без какой бы то ни было предвзятости подвергнуть критике любую форму модернизма как таковую, а не через призму возникших субъективных или объективных погрешностей.
С этой точки зрения следует трактовать критический регионализм как «реформированный модернизм», и, вероятно, поэтому лучшие проекты в этом стиле создаются архитекторами из стран, далёких от глобальной суеты больших городов. При этом, возможно, важнее всего то, что эти архитекторы не забывают о региональной обособленности этих стран.
Особенности стиля
Если модернисты стремились создать так называемую безместную (не привязанную к конкретному месту), «универсальную» архитектуру, используя интернациональный стиль, то представители критического регионализма настаивают на том, что здание должно отражать культуру и традицию региона через соответствующий дизайн и местные строительные материалы, сочетая в себе при этом функциональность и рационализм.
Архитекторы-представители стиля
В стиле критического регионализма работают следующие архитекторы: Алвар Аалто и Йорн Утзон, Тадао Андо, Джеффри Бава, Марио Ботта, Эдуарду Соуту де Моура, Махеш Наик, Сахил Ахмед, Мажарул Ислам, Кристофер Беннингер, Хорхе Феррейра Чавес, Рафаэль Монео и многие, многие другие.
Критический регионализм развился во всём мире в уникальные субстили. К примеру, простой народный архитектурный стиль Гленна Меркатта является представителем австралийского варианта критического регионализма.
Примеры зданий, построенных в стиле критического регионализма:
– здание мэрии финского городка Сэйнэтсало по проекту Алвара Аалто;
– церковь в пригороде Копенгагена, Багсверде, и
– оперный театр в австралийском Сиднее, оба по проекту датчанина Йорна Утзона;
– Художественный музей префектуры Хёго в японском городе Кобе и
– Музей современного искусства в американском Форт-Уэрте, штат Техас, оба по проекту японца Тадао Андо, который является архитектором ещё целого ряда зданий;
– отель Кандалама на Шри-Ланке и
– здание Парламента Шри-Ланки, оба по проекту Джеффри Бавы, и т.д.
Похожие статьи:
- Индо-сарацинский стиль
- Неовизантийский стиль
- Римская архитектура
Дата публикации: Ноябрь 5th, 2018 , Рубрики: самобытность, языки архитектуры