Стиль невидимой архитектуры
Любое новое здание, жилое или коммерческое, начинается с его зрительного восприятия, которое первым рисует в своём воображении, как правило, архитектор. Совместно с инженерами-строителями он разрабатывает проект, являющийся как практичным, так и, в определённых случаях, поистине уникальным с эстетической точки зрения.
Отличительный внешний вид зданий, возводимых в стиле невидимой архитектуры (англ.: Invisible architecture), достигается за счёт того, что основное внимание проектировщиков уделяется поиску способов минимизации, как ни странно, именно внешнего вида строящегося сооружения.
Идёт ли речь о здании, аллее или перегородке, разделяющей разные зоны, стиль невидимой архитектуры создаёт иллюзию того, что на том месте, где находятся эти постройки, ничего нет.
Он часто используется в тех случаях, когда архитектор хочет визуально выделить особенности какого-то другого объекта, например, окружающей природы.
Одним из примеров стиля невидимой архитектуры является здание входного павильона ботанического сада города Кэрнс в Австралии. Авторы его проекта, сотрудники архитектурного бюро Чарльза Райта (англ.: Charles Wright Architects), заявили, что он был спроектирован так, чтобы быть закамуфлированным под окружающие его сады и как можно меньше нарушать естественную красоту местности.
За счёт чего же достигается невидимость объектов, построенных в этом архитектурном стиле?
Во многих случаях в проектах, разрабатываемых в стиле невидимой архитектуры, задействуется большое количество зеркального стекла, особенно в конструкции зданий. Идея этого стиля, исходя из его названия, состоит в том, чтобы сделать здание как можно более невидимым или незаметным, поэтому зеркальные стёкла играют в нём большую роль.
Однако иногда может оказаться целесообразным использование даже простого стекла, чтобы можно было снаружи или изнутри здания видеть расположенное позади него пространство прямо сквозь стены.
Примеры зданий из стекла
– Оптический стеклянный дом (англ.: Optical Glass House) в Хиросиме, построенный по проекту Хироси Накамуры
В его конструкции использованы стеклянные кирпичи, что позволяет с улицы видеть интерьер, а, находясь внутри здания, наблюдать за тем, что происходит снаружи. Но единственной действительно видимой снаружи частью внутреннего пространства этого дома является сад, расположенный по центру его фронтона, чтобы, с одной стороны, обеспечить более высокую степень приватности, необходимую для правильно организованного жилого пространства, а, с другой стороны, дать возможность любоваться мирной и безмятежной садовой зоной не только жильцам, но и уличным прохожим.
– Стеклянный дом (англ.: Glass House), созданный архитектурным бюро Santambrogiomilano Group
Этот стеклянный дом представляет собой лишь концептуальный проект, хотя построен полностью из стекла, включая даже мебель. Однако в отличие от вышепредставленного Оптического стеклянного дома в нём совершенно не учтены требования приватности. Правда, это – не более, чем просто пример невидимой архитектуры, не имеющий практического смысла, ведь вряд ли кого-то устроит перспектива жить буквально у всех на виду.
– Башня Бесконечности (англ.: Infinity Tower) в Сеуле, возведённая по проекту архитектурного бюро GDS Architects.
Летом 2014 года это известное бюро представило захватывающий дух небоскрёб, воплотивший в себе самые передовые технологии камуфляжа и оптического искажения, которые должны заставить это сооружение исчезать прямо на ваших глазах. Для достижения желаемого оптического эффекта было установлено большое количество различного оборудования и аксессуаров, таких как светодиодные проекторы и видео камеры.
Башня Бесконечности в Сеуле считается «невидимой» ввиду её способности быть полупрозрачной днём и яркой ночью, что оказалось довольно сложной задачей для проектировщиков. Помимо этого им также пришлось реализовать сложный процесс видеосъёмки пространства за пределами здания (в режиме реального времени) для проецирования получаемых изображений на поверхность его внешних стен, чтобы у человека возникала иллюзия того, что он видит всё вокруг кроме самой башни. В итоге это величественное сооружение сливается с окружающей средой.
– Офисное здание Cira Center в Филадельфии (в районе Студенческого городка), США, построенное по проекту архитектурного бюро Pelli Clarke Pelli Architects
Это 29-этажное мегасооружение из посеребрённого стекла стремится скрыться из виду, изменяя свою форму в зависимости от точки и угла обзора. При этом невидимость здания достигается благодаря стеклянным стенам, которые становятся более тёмными в дневное время, чтобы отражать лежащий внизу город, и революционной светодиодной системе освещения, которая создаёт блуждающие по фасаду цветные узоры.
– Библиотека имени Френсиса Грегори (англ.: Francis Gregory Library) в Вашингтоне, США, построенная по проекту архитектурного бюро Adjaye Associates study
Этот передовой архитектурный стиль также может использоваться для общественных зданий. Архитектурному бюро Adjaye Associates, выигравшему тендер, удалось создать «гибкое», тёплое, привлекательное и совершенно доступное здание, спроектировав уникальное внутреннее пространство, в котором отражаются виды соседнего парка, в то время как экстерьер сооружения сливается с окружающей средой.
И действительно, если посмотреть на здание снаружи, то можно увидеть происходящие с ним незначительные изменения: оно почти мерцает, чтобы создать великолепный визуальный эффект, превращающий это двухэтажное сооружение в культурно-социальный объект в полном соответствии со стандартами современного проектирования в сфере многоцелевой архитектуры и в полной гармонии с окружающей средой.
Другие примеры сооружений
Стиль невидимой архитектуры может использоваться не только для зданий, но и для таких объектов, как надземные пешеходные переходы, пешеходные мосты и городские скульптуры.
Примером таких сооружений является изготовленный не из стекла пешеходный мост-траншея в нидерландском городе Хельстерен, известный как Мост Моисея (англ.: Moses Bridge). Он перекинут через наполненный водой ров. При этом корпус моста по самые поручни боковых ограждений погружён в водную гладь, чтобы создать иллюзию того, что движущийся по нему человек, идёт буквально по пояс или выше в воде.
Похожие статьи:
- Стиль «Искусства и ремёсла»
- Голландский стиль
- Маньеризм
Дата публикации: Август 2nd, 2018 , Рубрики: зрительное восприятие