Платереско

Платереско (исп.: Plateresco; т.е. «ювелирный стиль») – это стиль в искусстве и, в частности, в архитектуре средневековой Испании и её колоний, зародившийся в конце 15-го века на стыке поздней готики и раннего возрождения и имевший распространение на протяжении следующих 2 столетий.

Он представляет собой модификацию пространственных концепций готики и эклектической смеси декоративных элементов мудехара, пламенеющей готики и ломбардского стиля, а также элементов архитектуры возрождения тосканского происхождения.

Примерами такого рода синкретизма являются щиты с рельефами и остроконечные башенки на фасадах зданий, а также колонны, построенные в духе неоклассического возрождения, и фасады зданий, разделённые на 3 части (в архитектуре возрождения они состояли из 2 частей).

Своего расцвета этот стиль достиг в период правления императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга, особенно в Саламанке, а также других городах Пиренейского полуострова, таких как Леон и Бургос, и на территории вице-королевства Новая Испания (современная Мексика).

Многие учёные до сих пор считают платереско разновидностью стиля возрождения. Для других это – самостоятельный стиль, к которому иногда применяется название проторенессанс. А некоторые исследователи и вовсе называют платереско ранним возрождением, отказываясь считать его самостоятельным стилем, но в то же время отделяя его от неиспанской архитектуры возрождения.

Для платереско характерны богато украшенные фасады, покрытые цветочными орнаментами, канделябрами, фестонами, фантастическими существами и всякого рода рельефами. Однако пространственная компоновка зданий в стиле платереско имеет более выраженный готический характер. Подобная фиксация на конкретных элементах и их пространственном расположении без структурных изменений готического шаблона приводит к тому, что платереско часто классифицируется просто как разновидность архитектуры возрождения.

Как бы то ни было, независимо от того, следует ли считать платереско архитектурным стилем, исключительно испанским или же в более широком смысле европейским, оно представляет собой переходную форму между архитектурами готики и возрождения.

В вице-королевстве Новая Испания платереско приобрёл свои собственные очертания, тесно сомкнувшись с наследием архитектуры мудехар и впитав в себя архитектурные традиции коренного населения Америки.

В Испании наиболее высокий уровень развития этого стиля наблюдается в городе Саламанка, хотя его примеры можно встретить в большинстве регионов Испании.

В 19-м веке с развитием архитектурного историзма стиль платереско возродился под названием монтерей.

Особенности стиля

– Испанское платереско

Типичные для этого стиля фасады, например, фасады алтарей, изготавливались тщательно, подобно изделиям ювелиров, и так же щедро декорировались. В декоре преобладали растительные мотивы. Кроме того в нём в изобилии присутствовали, например, медальоны, геральдические символы и фигуры животных.

В платереско применялись самые разные строительные материалы, вплоть до листового золота на коньках и скатах крыш, капителях коринфских колонн и т.д.

Имеется свидетельство того, что в конце первой трети 16-го века появились более полихромные архитектурные решения. Тогда стали использоваться геральдические гребни и длинные балюстрады как элемент менее перегруженного декора.

Распространение декора на все архитектурные поверхности привело к появлению новых поверхностей и подпространств, таких как ниши и эдикулы, которые в свою очередь стали обильно декорироваться.

Также стали постепенно развиваться итальянские элементы декора, например, рустовка (кладка выступающими камнями), классические капители, римские арки и особенно гротески (фантастические орнаменты).

Элементы декора имели конкретные значения и не могут трактоваться как просто украшения: к примеру, лавровые ветви, военные щиты и рога изобилия украшали дома военных. А на других домах изображались сцены из греческих и римских мифов, олицетворявшие собой абстрактные гуманистические идеалы, то есть декор стал средством выражения и распространения идеалов возрождения.

Стиль платереско характеризуется внедрением и предпочтительным использованием новых пространственных аспектов, таких как открытые лестницы. Однако в нём было мало пространственных изменений по сравнению с готической традицией.

– Американское платереско

Когда испанцы привезли с собой в Америку архитектурный стиль платереско, различные аборигенные культуры Нового Света, особенно располагавшиеся на территории современной Мексики, находились на определённом этапе развития, который можно охарактеризовать как барокко. Это европейское направление в архитектуре тесно переплелось с местными традициями, поэтому в Америке сформировался не чисто готический стиль, а смешанное с местными архитектурными веяниями платереско, которое вскоре переросло в так называемое американское барокко.

История развития платереско

– Стиль исабелино (15-й век)

В 15-м веке в королевстве Кастилия и Леон из симбиоза фламандской, исламской и кастильской архитектур начала развиваться тенденция к использованию пышного декора, получившая название изабеллиной готики (стиль исабелино), так как большинство созданных в этом стиле архитектурных сооружений было построено под руководством королевы Кастилии и Леона Изабеллы I. Однако присущие стилю исабелино орнаменты, которые становились всё более сложными, не влияли на внутреннюю структуру зданий.

В тот же период нечто подобное происходило и в Португалии, в результате чего появился стиль, известный как мануэлино.

– Стиль готика-платереско (конец 15-го века — 1530 год)

Данное направление возникло в Испании в конце 15-го века как способ изменения внешнего вида готических зданий с помощью флоридского декора, особенно гротесков, однако поверхностное применение этого принципа не изменяло пространственные особенности или архитектурную структуру построек.

Этот процесс начался, когда в Испании наступила эпоха Возрождения, и архитекторы стали копировать черты архитектуры возрождения, не понимая скрывавшихся за ними новых идей, то есть, не отказываясь от средневековых форм и идей.

– Стиль возрождение-платереско (1530-1560 гг.)

Речь идёт о периоде, когда архитектура возрождения господствовала на всей территории Пиренейского полуострова, хоть и не достигла там своего расцвета.

Данное направление возникло в результате изменений, внесённых Хуаном де Эррерой и королём Испании Филиппом II в архитектурный проект монастыря Эскориал, строительство которого началось в 1563 году.

К тому времени декор хоть и сохранял своё прежнее богатство, но был полностью загнан в рамки итальянского стиля и использовался для отделки зданий, спроектированных в соответствии с идеями возрождения.

– Стиль монтерей (19-й век и первая треть 20-го века)

Этот стиль возник в 19-м веке. Своим названием он обязан дворцу Монтерей в Саламанке, построенному в стиле неоплатереско, который представляет собой историческую реконструкцию платереско.

Стиль монтерей просуществовал до начала 20-го века в форме национальных и региональных реконструкций. Он получил широкое распространение и, хоть и не был признан критически настроенными представителями научных кругов, несколько примеров зданий, созданных в этом стиле, можно встретить в Мадриде на улице Гран-Виа.

В Мексике тоже существовала новая версия платереско, которая начиная с первой половины 18-го века распространилась на юго-западе США. Однако этот вариант неоплатереско не следует путать с испанским конца 19-го и начала 20-го века, получившим название монтерей.

– Возрождённый стиль платереско

Появившийся на несколько веков позже возрождённый испанский колониальный стиль архитектуры отличался от более раннего и простого возрождённого миссионерского стиля дополнительной утончённостью детализации, свойственной платереско и позднебарочному стилю чурригереско.

Прежде чем приступить к проектированию павильонов Панамо-Калифорнийской выставки 1915 года в Сан-Диего, США, американские архитекторы Бертрам Гудхью и Карлтон Уинслоу Старший изучили испанские колониальные постройки в Мексике. Построенные ими здания способствовали ознакомлению жителей США с этим стилем и обретению им впоследствии широкой популярности.

В Мексике имеются другие примеры возрождённого стиля платереско, такие как Почтовый дворец в Мехико (исп.: Palacio de Correos de Mexico).

Дворец Монтеррей в Саламанке. Пример испанского архитектурного стиля платереско