Неофутуризм
Неофутуризм – это стиль конца 20-го – начала 21-го века в искусстве, дизайне и архитектуре. Его философию можно интерпретировать как отход от идей постмодернизма в пользу идеалистической веры в лучшее будущее, сопряжённый с осознанием необходимости концептуального обособления эпохи современных технологий.
Этот стиль представляет собой одно из течений авангардизма. Его суть состоит в попытке футуристического переосмысления эстетического облика и функциональных возможностей быстрорастущих городов.
Глобальный процесс индустриализации, началу которого способствовало окончание Второй мировой войны, породил новые философские течения в искусстве и архитектуре, из которых впоследствии развились постмодернизм, неомодернизм и неофутуризм. В частности, в странах Запада произошла эволюция архитектуры футуризма в такие стили, как ар-деко, гуги, хай-тек и, наконец, неофутуризм.
Происхождение
В конце 1960-х – начале 1970-х годов основы нового стиля заложили американские архитекторы Джон Кэлвин Портман младший и Бакминстер Фуллер; группа британских архитекторов-авангардистов Archigram (Питер Кук, Рон Херрон, Уоррен Чок и др.), входящая в лондонскую Архитектурную ассоциацию; группа американских архитекторов-авангардистов ArchiGO, возникшая при Иллинойсском технологическом институте; американский футурист, представитель концепт-арта Сид Мид; российские поэты Андрей Вознесенский, Сергей Сигов и Анна Таршис, а также многие другие представители искусства и архитектуры из разных стран.
Разработанный в 1961 году английским архитектором Седриком Прайсом, но так и не реализованный проект Дворца развлечений (англ. Fun Palace), который, по словам самого автора, был задуман как «гигантская неофутуристическая машина», оказал влияние на других представителей архитектурного авангарда, таких как Ричард Роджерс и Ренцо Пиано. Многие идеи Прайса получили своё дальнейшее развитие в созданном этим творческим дуэтом проекте здания Центра Помпиду в Париже.
Определение стиля
Неофутуризм пережил своё второе рождение в 2007 году после публикации так называемого «Манифеста неофутуристического города», составленного представителем инновационного дизайна, бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО Вито ди Бари, в котором он представил свою архитектурную концепцию города Милан в период проведения Всемирной выставки 2015 года. Ди Бари рассматривал неофутуризм как «скрещивание искусства, передовых технологий и этических ценностей с целью создания невообразимо более высокого качества жизни».
Согласно определению французского историка архитектуры Жана-Луи Коэна, неофутуризм – это «следствие технологий, позволяющих в наши дни строить сооружения из новых материалов, создавая при этом ранее невозможные формы».
Определяя неофутуризм как «другую архитектуру», английский историк и критик архитектуры Питер Рейнер Бэнем призывал к созданию нового стиля, который превосходил бы в технологическом отношении все остальные, существовавшие до него, но обладал бы при этом выразительной формой, словно по забывчивости, не совсем соответствующей функциональности создаваемых архитектурных объектов.
Известные представители стиля
Возрождению неофутуризма 21-го века способствовали проекты ирако-британского архитектора Захи Мохаммад Хадид, ставшей лауреатом Притцкеровской премии в области архитектуры, итальянского дизайнера Вито ди Бари и испанского архитектора Сантьяго Калатравы.
Представителями неофутуризма являются, в частности, французский архитектор Денис Ламен; американские художники Эрин Спарлер, Джош Хадар, Марлоу Родейл и другие; французский дизайнер Патрик Жуэн; японский дизайнер Юима Накадзато; британская художница Оливия Пик; шведский художник Симон Сталенхаг и многие другие представители архитектуры и искусства из разных стран мира.
Архитектурный неофутуризм вобрал в себя некоторые черты и идеи стиля хай-тек, внедрив элементы промышленности высоких технологий в процесс построения неофутуристических проектов. Технология и контекст занимают главное место в творениях таких представителей этого стиля, как Бакминстер Фуллер, Кендзо Танге, Норман Фостер, Ренцо Пиано, Фрай Пауль Отто, Ричард Роджерс и Сантьяго Калатрава.
Похожие статьи:
- Косматеско
- Псевдоготика
- Модернизм
Дата публикации: Январь 9th, 2020 , Рубрики: дизайн и архитектура